Л. Н. Толстой одобряет:
Все о лонгридах в 2018 г.
Разбираемся, не вымер ли дикий зверь «лонгрид» и стоит ли вообще его разводить в 2018 году.
Что бы не говорили моралисты и олдскульщики («Новое поколение совсем забросило книги, а только в этих ваших интернетах сидит!»), а Рунет – читает. Факт остается фактом, русская культура логоцентрична. Это на загнивающем Западе ценится визуал, а у нас – будь добр, но хоть пару строчек под картинку набросай.

Вопрос в том, актуальны ли в таких условиях длинные тексты или их благополучно вытеснили короткие посты? Сейчас мы разберемся, не вымер ли дикий зверь «лонгрид» и стоит ли вообще его разводить в 2018 году.
кто это такой?
Что это вообще такое – «лонгрид»?
Лонгрид – это не собственно сам большой текст, но его манера подачи. Если ковырнуть происхождение слова, то мы увидим корни «long» (англ. – длинный) и «read» (англ. – читать). И ни одного намека на «писать». Лонгрид – не про тысячи символов, а про грамотно организованный объемный контент. Тут не отделаешься несвязной простыней – материал должны дочитывать. И маленький секрет: люди это делают не потому что видят много буковок. Им просто интересно.

Поэтому черепаха хорошего лонгрида стоит на 3 китах:
1
Смысл
...сюда относим актуальность, полезность, достоверность и все те штуки, которые так обожают журналисты;
2
Структура
...заголовки, списки, абзацы и другие прелести форматирования. Читатель ценит свои глазки и не хочет их ломать;
3
Система
...верстка и иже с ней. И не просто красивая (как субъективно!), а цепляющая. Часть аудитории удачно расположенные фреймы привлекают больше, чем эффектный заголовок.
В идеале 50% из перечисленного должно быть интерактивным. Тут даже речь идет не о флеш-играх с котиками, а о возможности читателя нырнуть в текст поглубже. Если он почувствует, что его там ждут, решиться на прыжок будет гораздо проще.
Интерактивный лонгрид «Коммерсанта» «Земля отчужденная»
>> Смотреть >>
Кстати. С конкретными объемами лонгридов так и не определились.
Есть мнение, что на количество символов вообще нельзя ориентироваться. Вроде «Лонгрид – он и в Африке лонгрид. Хоть на 1 500 знаков, хоть на 15 000».

Для сравнения: классики вроде The Guardian начинают свои лонги от 700 слов – это около 4 500 символов. В результате истина где-то между, но у текста размером >4К выше шанс назваться лонгридом, чем у опуса на пару-тройку тысяч.

"Ваши 2000-3000 символов щекочут мне нёбо." (с)

Лев Толстой, первый русский лонгридер.
интуиция, мать ее
Откуда взялась идея, что большие тексты не читают?
А все оттуда же – от компуктера. Небезызвестная компания Microsoft с начала 21 века провела два исследования человеческой концентрации внимания. Первое (далекий 2001 г.) зафиксировало показатель в 12 секунд. Именно столько среднестатистический читатель уделяет внимания одному тексту. В 2015 г. эксперимент повторился. Вуаля, теперь цифра снизилась до 8. Если что, концентрация золотой рыбки длится 9 секунд.
Концентрация внимания человека на текстовом материале в интернете (Microsoft)
12 сек
Человек в 2001 г.
8 сек
Человек в 2015 г.
9 сек
Золотая рыбка
Нет, люди не отупели. Просто образ мышления изменился. Мы стали многозадачнее, нам приходится одновременно выполнять 2-3 дела. Конечно, на них тяжелее фокусироваться, чем на чем-то одном. Например, в 2010 г. Mozilla опубликовал аналитику: в среднем у каждого пользователя браузера открыто одновременно 4 вкладки. Четыре, Карл! И это было 2010-ый – логично, что сегодня количество вкладок растет в геометрической прогрессии.
Длительность концентрации вообще не связана с уровнем интеллекта. Нам больше не нужно долго изучать информацию, чтобы понять – интересно это или нет. Это не ограничение, а новые возможности. Все, кто пишут и публикуются, должны теперь делать это лучше. Привлекательнее. Полезнее. В текстах перестал работать один крючок: заголовок, верстка, актуальность, красивая картиночка... Работает все, а если нет – минус N-е количество процентов от потенциальной аудитории.

Длинные тексты читают. С огромным удовольствием. Даже больше – именно лонгриды двигают трафик на сайтах. В 2015 г. «Текстерра» перешла на power page – объемные материалы с глубокой проработкой контента. В этом же году суммарный трафик вырос на 34%, поисковый – на 62%. Ну как бы само за себя говорит.

"Свой первый и самый огненный лонгрид я написал когда мне было 41." (с)

Лев Толстой, первый русский лонгридер.
почему?
Тогда почему лонгридов меньше, чем коротких текстов?
Не каждый материал можно раскатать до десятков тысяч знаков. «Пиши, сокращай», конечно, стала тем тазиком, которым удобно вычерпывать воду из статей, но дело не в этом. Миллионы текстов – заметки, слоганы, репортажи, посты – изначально заточены под короткий формат. Они создаются, чтобы выдать читателю один (!) короткий информационный сигнал. Даже в Инстаграме работает правило: 2200 символов = 1 мысль. Ни больше, ни меньше. Лонгриды разворачивают идею, как веер, попутно добавляя пару смежных точек зрения. Такой способ подачи просто невозможно использовать для новости в стиле: «Ольга Бузова опять удивила фанатов ЭТИМ…».
Лонгрид часто сравнивают с сочным стейком, который смакуют в ресторане после недели употребления одного только фастфуда. Для него нужна эффектная подача, элегантные ножки-вилки, официант с вежливой улыбкой и прочие атрибуты наслаждения едой. Стейк не закинешь в рот по дороге на работу, а шаурмы нет в ресторанном меню. Но это не означает, что первое или второе – невкусно. Это просто две разные истории.
А если без поэтики, то лонгриды реально не всегда дочитывают. Люди ленивы в принципе, а с учетом сегодняшнего информационного бума – сверх меры. И даже очень крутой материал они будут скроллить в поисках интересных моментов. Но в этом есть и приятный момент. Тот небольшой сегмент читателей, которые действительно осиливают многабукаф, вытягивают всю статистику сайта. Так-то.


Ну, собственно...
И да, если вы дочитали это – плюс еще одно доказательство, что лонгрид жив.
Саша
Автор статьи
Напишите ей на copysasha@markonline.ru
или в >> Instagram >>
Вам понравилась статья?
Всем Добра!
Расширяем ваш кругозор регулярно, поэтому подписывайтесь на нашу рассылку
Пришлем на почту полезные новости и статьи
Подписывайтесь и задавайте вопросы
Делитесь
Made on
Tilda