Колхоз в головах
6 признаков непрофессионального поведения в сотрудничестве с маркетологами
Ох уж эти заказчики. Я плотно занимаюсь маркетингом всего лишь третий год, но уже наелся непотребного отношения к своей профессии вдоволь.

Конечно же, чаще попадаются приятные в общении коммерсанты, которые настроены на диалог и эффективное сотрудничество, но иногда эта воронка продаж пропускает других людей. Агрессивных, закрытых ко всему новому, всезнающих, скептиков и снобов, фантазеров и космонавтов.

Дизайнеры называют их говнюками, копирайтеры нарекают занудами, директологи вообще бросают проекты, а маркетологи с ненавистью говорят про них: "Колхозники". И все-таки они наши - наши родные Колхозники.

Итак, если отбросить лирику и юмор, какие же ошибки, на мой сугубо личный взгляд, часто допускают бизнесмены при работе с маркетинговыми агентствами и различными специалистами digital-сферы?

Я попробовал собрать 6 самых популярных признаков того, что ваш заказчик остался где-то либо в 2004 году, либо в своем космическом корабле.
тотальное недоверие
1 - Сами находят специалистов и сходу сомневаются в их компетенции
Такие ребята, которые кивают головой на встрече, слушают твои рассказы про конверсию сайтов и заумные CTR, спрашивают твое мнение насчет всего. А потом, когда ты представляешь им первый плод твоей работы - начинают воротить от нее нос. Мол, все не так, это не будет работать, вы ни в чем не разбираетесь. Доводы? Аргументы? Нет. Боюсь, что такой человек настолько погружен в себя и привык доверять только собственному "Я", что никого слушать не собирается.

Плохо ли это? Как человеческое качество - наверно не очень. Как качество бизнесмена - тем более. Верить всем подряд не стоит, но если уж ты потратил время на поиск специалиста (даже и по совету знакомых/друзей), убедился в его компетенции, дал ему свободу действий - так доверься ему. Иначе - не работай с ним. Зачем морочить всем вокруг голову? Ищи кого-нибудь, кого реально считаешь специалистом.

"Что мы тут забыли?" (с)

Дизайнеры.
Разумеется, доверившись, можно обжечься и получить негативный опыт: это жизнь, такое случается сплошь и рядом. Никогда не знаешь, что принесет сотрудничество с тем или иным специалистом, иначе все было бы слишком просто. Но.

Но.

Купил билет в кино - сиди, смотри или уходи прочь. Не понравилось? Очень жаль. Нужно было внимательно почитать отзывы и посмотреть трейлер - возможно наиболее избирательный подход к выбору фильма спас бы тебя от разочарования.

Я обычно спрашиваю клиентов, которые заказывают у меня дизайн: "Вам нравится то, как мы делали другие проекты из портфолио? Примерно на таком уровне профессионализма мы и будем работать с вами. "Меня, в итоге, слушают и слышат почти все.
отсутствие корректных ориентиров
2 - Ставят в пример плохие работы, называя их шедеврами
Когда заказчик приводит в пример трешовый дизайн или непонятный никому кроме него по смыслу сайт, я впадаю в ступор. Особенно, когда он уже видел твои работы, и они ему тоже типа нравились. Этому две причины:
1. Отсутствие вкуса и понимания, что есть хорошо, а что не есть хорошо;
2. Наличие советника, который... (см. пункт 1)

Не претендую на гуру дизайна или сайтостроения, но регулярно просматриваю кучу чудесных работ на behance.net и считаю, что отличить "не очень" от "огонь" в большинстве случаев смогу. К тому же, есть множество канонов в области цветовых сочетаний, композиционных решений, копирайтинга и т.д.
"Я это. Ну. Короче. В художку ходил в школе. Вроде." (с)
Племянник заказчика.

Особенный случай - советник-женщина. Та самая, которая уверена в себе и своем чувстве вкуса как сам Конор Макгрегор. Та самая, которая говорит устами своего супруга-предпринимателя.

Я не имею ввиду здоровое делегирование обязанностей по арт-директингу; я имею ввиду ту ситуацию, когда заказчик принял твою работу, а через пару дней ему что-то сказали и он уже повернул свое собственное мнение на 180 градусов. Ведь на той стороне баррикад не слышат твоих разъяснений: почему именно так сделали, какие цели преследовали. Когда заказчик показывает трешовую работу и предлагает сделать "что-то наподобие", ты начинаешь понимать, что он сам сомневается в том, что он предлагает.

Как по мне - принимать окончательное решение относительно того или иного проекта должен принимать один человек и он должен:
- либо быть компетентным;
- либо доверять специалисту.
неверная интерпретация результата
3 - Основываются только на личной эмпатии при оценке работы
- Мне не нравится этот дизайн - нужно переделать. Это не будет работать.
- Но такое нравится вашей целевой аудитории. Вы же не женщина 35-45 лет.
- С чего вы взяли, что это моя целевая аудитория?
- Посмотрите вокруг: мы сидим в вашем кафе и тут одни женщины. 80% посетителей - женщины 35-45 лет - прямо здесь и сейчас.
- Нет.
- Мы сделали этот дизайн на основе мудборда клиентов и анализа аналогичных заведений. Он более стильный и современный, чем у конкурентов, но в то же время, не выбивается сильно из общей массы.
- Нет, в основном в моем заведении сидят "все".
- Все?
- Все.
- То есть вообще все-все люди? Любые?
- Да, именно все.
- Если мы сделаем дизайн, как нравится вам, то посетители не будут отзываться о нем с восторгом.
- Будут. Я буду. Делаем по-новому.
Этот короткий диалог олицетворяет симбиоз первого и второго пунктов. Он как бы дает тебе осязать границы живого маразма и, одновременно, предвкусить тот объем выхода из зоны комфорта, который тебе предстоит (варианты с отказом от работы я не рассматриваю). Выход будет либо в отработке трешового колхозного дизайна под дирижерскую палочку заказчика, либо в борьбе с его мнением и попытками пробить бетонную стену стереотипов в стиле ДК "Первый парень на селе".

Любая работа подобного плана должна вести к результату, дать определенный эффект и, раз, исследования и методы работы предоставляют возможность продумывать действия наперед, то почему бы не руководствоваться опытом специалистов?
пренебрежение навыками специалиста
4 - «Мог бы сделать сам» или «Заказчик-Учитель»
И почему же родители не отдали его в художку или физмат в свое время? Работали бы сейчас вместе, искали бы клиентов, вносили правки, закрывали бы проекты.

Когда заказчик начинает мне рассказывать как должен выглядеть процесс (а не результат, заметьте), я начинаю сомневаться в том, что нахожусь на своем месте. Считаю правильной идею о том, что врач должен лечить, пилот - водить самолет, строитель - строить, маркетолог - продвигать бизнес.

- Это не так делается.
- А как?
- Ну, ты же профессионал - тебе виднее.

"Это не так делается." (с)

Твой заказчик.
необоснованное выпрашивание скидок
5 - Говорят что дорого, но не говорят в сравнении с чем
Интересный симбиоз желаний: сделать красиво/вкусно/модно/стильно/дорого, но сделать за копейки. За ту цену, за которую обычно делают посредственно. Абсолютно здоровое желание, я считаю. Но.

Как же было бы классно, если бы Renault Logan за свою цену давал бы комфорт Mercedes E-Klasse. Но в жизни все на своих местах: чаще всего за хороший продукт нужно заплатить больше, хорошие специалисты знают себе цену и хотят ездить на мерседесах, а не логанах. Так же и тут: заказчик хочет получить эффективный сайт, который позволит ему заработать больше - будь добр заплатить соответственно за такой результат.
Маркетолог презентуют концепцию дизайна Landing Page руководству современной компании
Сайт можно сделать с нуля за неделю, а то и за час (можете посмотреть какой, с виду страшный, лендинг по продаже септиков с конверсией 16% я сделал за 40 минут - 12780 рублей, потраченных на рекламу, принесли 104 заявки и 9 продаж) - и он будет работать как свиноматка: приносить заявки, которые будут, в свою очередь приносить тебе прибыль. Но какова цена этому времени? Нужно ли всегда измерять работу человекочасами? Ведь этот час/день/неделя по эффективности могут стоить месяцев работы менее квалифицированного специалиста.

Не я ли сожрал кучу дерьма сделал море заказов, получив ценный опыт методом проб и ошибок, чтобы потом садиться и делать эффективные рекламные инструменты за короткое время?

Знаете, маркетологи тоже хотят ездить на Тенерифе и покупать айфоны. Я, кстати, маркетолог, если что.

"Мне на фрилансе такой сайт за 3000 рублей сделают." (с)

Твой заказчик.
кидалово
6 - Отказываются от работы, получив результат
Бывают среди наших сограждан и такие, которые считают возможным заниматься обманом и жульничеством. Это, конечно, печально.
Это? Это печально.
Ангарский гонщик
Бывает, работаешь с клиентом, взял предоплату, все устраивает всех, все нравится. Делаешь себе, делаешь и тут бах - находится какая то причина, по которой он не сможет оплатить остаток суммы за работу.

Кто-то скромно врёт, что ему не нравится (несмотря на то, что в процессе работы нравилось), кто-то бесконечно начинает тянуть срок, внося какие-то абсолютно маразматичные правки из разряда "чуть потемнее тут нужно" или "покрупнее чуть-чуть текст вот тут" и так далее. Кто-то решает инициировать начало проекта заново, определенно провоцируя завершение позитивного общения.

Кто-то, совсем наглый может и прямо сказать: нам уже не нужно, мы использовать работу не будем. Seriosly?)) То есть ты как бы сам ставишь задачу под свою ответственность, определяя, что это тебе нужно, а потом даешь заднюю? Pereigrovka? Mnogokhodovka?

Колхоз? Колхоз. Кидалово? Кидалово.

"Денег нет. Но вы держитесь там." (с)

Д. А. Медведев
Брать бы и за яйчишки таких горе-коммерсантов колхозных подвешивать. Но без худа нет добра: попадая в такие неприятные ситуации, становишься более наблюдательным и настороженным.
Бонус
Вам эта работа пойдет в портфолио, поэтому давайте бесплатно подешевле
Это любимая фраза: даже уже не бомбит, лишь повод поржать с коллегами. Все реже и реже слышишь ее, но попадаются и такие заказчики. Они считают себя настолько крутыми, считают свои колхозы настолько передовыми, что я должен умолять их снизойти до утверждения себя в качестве исполнителя.

А если серьезно, то считаю, что именно делать акцент на том, какая крутая (что бы это ни значило) организация, это и есть самый настоящий колхоз. Бравада распознается с полуслова и смотрится очень дешево.

Мне довелось поработать с бизнесами разного уровня и скажу так: везде работают обычные люди и уровень ведения дел (читай "порядочность и адекватность") никак не зависит от именитости бренда. Вы даже себе не представляете насколько тут я прав.

"Сам себе бесплатно "для портфолио" делай, конь" (с)

Один мой знакомый
Вам понравилась статья?
Всем Добра!
Расширяем ваш кругозор регулярно, поэтому подписывайтесь на нашу рассылку
Пришлем на почту полезные новости и статьи
Подписывайтесь и задавайте вопросы
Делитесь
Made on
Tilda