Не грусти, маркетолог
6 советов для маркетологов при общении с начальниками (заказчиками) и подрядчиками
Профессия маркетолога забирает лучших. И худших тоже забирает. Она подминает всех подряд под свой каток бесконечных проектов и мелких дел, под груз ответственности и коммуникаций.

Какого это, всегда быть промеж двух огней - заказчиком и подрядчиком? Что делать, если твой шеф - настоящий Калигула от бизнеса во плоти и постоянно морочит тебе голову?

Я попробовал разобраться в этих вопросах и дать тебе несколько советов, которые, если не спасут тебя от нервотрепки, то хотя бы сделают работу немного веселее.
будь героем
1 - Превосходи ожидания, занижай прогнозы
Сколько раз ты попадал в ситуацию, когда вы сидите с боссом (заказчиком) за столом переговоров и он отчитывает тебя за то, что ожидания от проекта не оправдались? Он то думал, что после запуска рекламы в фейсбуке продажи вырастут: телефон будет раскалён от входящего трафика и он сможет таки купить себе новый Land Cruiser. А на деле получилось иначе: вложенные 2000р на клики не принесли ничего, кроме 50 лайков и одного "левого" звонка от потенциального клиента. Бывало такое?

Понимание того, что всегда лучше занизить прогноз, чем пообещать несбыточное, приходит только с опытом. Ведь и ориентироваться в цифрах ты можешь только тогда, когда много раз повторишь одно и то же.

"Мы же доделали сайт вчера. Почему он до сих пор не висит на первой странице Яндекса?" (с)

Твой заказчик
Дели свои представления о результатах на два, а то и на три. Будь героем в конце месяца: когда вы будете подводить итоги очередного запуска контекстной рекламы, ты будешь выглядеть настоящим волшебником в глазах заказчика (ведь ты сам не ожидал, что получится ТАК хорошо).
Не ленись составлять план
2 - К чёткому результату ведёт чёткий план
Перед тем, как начать любой проект, тебе желательно знать, как будет реализовываться каждый его этап. Или хотя бы ты должен иметь возможность получить помощь от того, кто будет это знать.

Составь чек-лист, определись с подрядчиками и ответственными, раздели проект на как можно более мелкие составные части - так будет проще контролировать процесс его реализации. Начиная от "зарегистрировать почтовый ящик" до написания шаблона отчета с KPI, который будет заполняться по ходу действия работающего проекта.

Вопрос сроков всплывает на поверхность - если у тебя есть чек-лист, ты уже ориентируешься по прогрессу выполнения задачи в процентах. Ставь дедлайны для каждого из мелких этапов и старайся их выполнять как будто в последний день. Ничто не греет душу сильнее, чем проект, который выполнен день в день (ну и аванс греет душу тоже, конечно же).

Все это, также, нужно для того, чтобы отчитаться заказчику или руководителю по ходу ведения работ - пускай он знает, что ты не только мемчики вконтактах смотришь на рабочем месте, но и ведешь его компанию к намеченным целям. План, чек-лист, отчет - это атрибуты МОЛОДЦА. Ведь ты хочешь им быть?)

"Я опоздал с проектом, потому что заблудился на жизненном пути" (с)

Ты.
Анализируй, Делегируй, Контролируй
3 - Находи правильных подрядчиков, которые не подведут
Это самый сложный аспект работы маркетолога и проект-менеджера, ведь от ответственности и квалификации людей зависит, в итоге, результат.

Ну что тут можно посоветовать? Я однажды определил для себя несколько правил в работе с подрядчиками:

1. Подрядчик должен быть предсказуем в поведении и никогда не пропадать;

2. С подрядчиком должно быть приятно общаться (тебе лично), ведь если контакт налажен, то и договориться в экстремальных условиях будет гораздо проще;

3. Правило "последнего китайского предупреждения" - подрядчик может повести себя безответственно только один раз. Второй шанс дать можно, но не третий; Провалил сроки? Трахай ему мозг - в следующий раз неповадно будет!

4. Подрядчик должен решать проблему, а не создавать новую. Он может задавать вопросы по существу, но и понимать, что он нужен для того, чтобы разгрузить тебя, а не озадачить. Ставь ему правильно цели и определяй KPI, пускай делает свою работу под ключ - будет тебе больше свободного от рутины времени.

5. Выслушай план подрядчика: как он будет выполнять задачу поэтапно. Убедись в том, что он понимает, как ее реализовать. Проверь, что он правильно видит конечный результат. Переспрашивай, если не уверен.
Напишите мне, если Вам нужна помощь с решением маркетинговых задач:

форма обратной связи тут:
http://markonline.ru/

или на почту:
info@markonline

ты должен знать, как делать круто
4 - Смотри кейсы. Смотри много кейсов.
Есть такое понятие, как насмотренность. Это когда ты много чего видел (желательно очень крутого и очень плохого) и теперь знаешь к какому результату идешь. Знаешь как надо и как не надо.

Этот пункт напрямую связан с чётким результатом; насмотренность поможет представить конечный результат более детально. Ведь ты уже увидишь/прочитаешь/услышишь как те или иные проекты реализовывали другие люди.

Ты, конечно же, не научишься на чужих ошибках, но польза будет в любом случае.

Создай себе такое правило: каждый день начинать с просмотра прекрасных дизайнерских работ или прочтения какой-нибудь удачной (или наоборот, грустной, но поучительной) бизнес-истории. Смотри прикольные рекламы на Youtube по 15 минут в день и твой профессиональный кругозор будет расширяться, хочешь ты этого или нет.
Где лично я...

...читаю про бизнес и маркетинг:
https://secretmag.ru/cases

...смотрю дизайн
https://www.behance.net/

"По пути к вам незнакомец предложил мне лизнуть "муки", я очнулся только к 10 вечера в Челябинске. Конечно, жизненные ситуации не должны влиять на сроки сдачи проекта, но прошу войти в мое положение." (с)

Твой подрядчик.
не дай себя обмануть
5 - Фиксируй все договоренности на бумаге
С начальником/заказчиком
У того, кто дает тебе задания странное поведение? Утром он попросил тебя найти подрядчика на создание лендинга, а вечером уже ругает за то, что ты решил выполнить его же поручение? Тебя попросили поменять цветовую гамму на сайте на синюю, а через 3 часа забыли про просьбу и дают втык за самодеятельность?

Мило.
Грустно.
Непонятно.

Тебе не нужно давать приказы на подпись, чтобы стать червём-формалистом, совсем нет. Просто при общении вживую делай записи на своем листочке (ежедневнике), обозначая повестку дня по пунктам. Нарочито переспрашивай о поставленных задачах и пиши при начальнике на листочек. По крайней мере, если он встанет не с тобой ноги, ты не будешь выглядеть полным идиотом (просто идиотом все равно можешь выглядеть - тут ничего не поделаешь).

А если вы общаетесь дистанционно, то старайся избегать постановки задач в устной форме - ведь ты не записываешь свои телефонные разговоры. Вариантов множество - e-mail, переписка в мессенджерах, голосовые сообщения. Подстраивай беседу так, чтобы задача была написана заказчиком лично и четко. Заставь человека не отвечать односложно (да/нет), а развернуто.
С подчиненным/подрядчиком
Ситуация аналогичная, только тут у тебя есть больше свободы в выборе способа контроля договоренностей.

Чем конкретнее ты поставишь задачи и получишь от подрядчика заветного "ОК", тем проще будет работать.

1. Уточняй детали и проговаривай моменты, которые важнее всего: как правило, все упирается в бюджеты;
2. Переспрашивай и не бойся показаться отсталым глупым - результат важнее;
3. Раздели стоимость работ и стоимость трафика;
4. Уточни про абонентские стоимости различных сервисов и обслуживания проекта в дальнейшем;
5. Договаривайся обо всех условиях на берегу.

"Я такого не просил делать." (с)

Твой заказчик.
Бонус
Генерируй отмазки
Если уж ты реально облажался и единственное, что тебе остается - это каким-либо образом отмазаться, то этот пункт тебе пригодится.
Это онлайн-сервис, который поможет быстро найти подходящую отмазку или, по крайней мере, подкинуть свежую мысль по поводу генерации собственной.

Если "отправить битый файл, который не открывается у заказчика" уже не актуально, то тут всегда найдется что-то свежее.

Ну а вообще, старайся не лажать и делай все качественно!)
Вам понравилась статья?
Всем Добра!
Расширяем ваш кругозор регулярно, поэтому подписывайтесь на нашу рассылку
Пришлем на почту полезные новости и статьи
Подписывайтесь и задавайте вопросы
Делитесь
Made on
Tilda